Детская субъектность
Прежде, чем мы обратимся к этой важной теме, ответьте на такой вопрос:
Каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка в школе?
Ниже мы приводим ответы, которые родились в результате опроса родителей, чьи дети уже учатся в начальной школе. Причём, это были не Монтессори-родители.
Попробуйте сначала сами ответить на вопрос, не заглядывая в готовые ответы, а затем сравните с теми, которые мы здесь приводим.
Итак, начинаем.

Я хочу, чтобы мой ребёнок был:

1.    Самостоятельным, чтобы сам делал уроки, мог сам собрать портфель, папку для музыкальной школы, спортивную форму и т.п.
2.    Ответственным, чтобы знал, что задали и выполнил домашнее задание, не забывал вторую обувь и телефон у друга.
3.    Доводил бы дело до конца, даже испытывая трудности (это не только про домашнее задание).
4.    Усидчивым и внимательным на уроках и во время выполнения домашнего задания (как следствие – хорошая успеваемость).
5.    Готовым просить о помощи, но только после того, как использовал собственные возможности.
6.    Умеющим устанавливать отношения со сверстниками и учителями.
7.    Участвующим активно и с желанием в школьных мероприятиях.
8.    Умеющим творчески подойти к решению предложенной задачи, а не послушно выполнять указания.
9.    Планирующим свою деятельность вне школы (чтобы успевал всюду: дополнительные кружки, секции, чтение, прогулка).
10. Принимающим существующие правила (в школе, семье, спортивной секции и т.д.)

Список этот Вы, наверняка, можете продолжить, но это будет нашим «хит-парадом».
Все эти качества (на самом деле их действительно больше) входят в понятие - субъектность.

Итак, под «субъектностью» договоримся понимать:

·        Умение самостоятельно сделать выбор из конечного числа вариантов.
·        Способность самостоятельно что-то придумать, а затем это осуществить, находя для этого необходимые ресурсы.
·        Стойкое желание закончить задуманное, даже, если что-то не получается сразу.
·        Умение организовать любую свою деятельность самостоятельно, не привлекая взрослого (имеются в виду действия, безопасные для жизни и здоровья ребёнка).
·        Принятие правил, как помощь в деятельности как в индивидуальной, так и в групповой, изменять их и усовершенствовать для более эффективного решения поставленной задачи.


Мария Монтессори, наблюдая за детьми, свободно действующими в специально созданной среде, отмечала формирование у них перечисленных выше качеств. Но само понятие субъектности тогда ещё не было сформулировано. А до недавнего времени субъектность вообще не рассматривалась как образовательный результат.

Родители наших выпускников часто говорили о своих детях-школьниках: они отличаются от своих сверстников, они - как взрослые, хоть и остаются детьми. В беседах с этими родителями мы и выяснили, что как раз те качества, о которых мы сейчас говорим, они и имеют в виду.
Какие же условия способствуют формированию субъектности в системе Монтессори?

Во-первых, это свобода выбора, которой обладает ребёнок в классе Монтессори. Ему всё время приходится проявлять инициативу в выборе материала и места для работы, например. Или обратиться с просьбой к педагогу, чтобы тот показал, как работать с выбранным материалом, а может быть, поэкспериментировать самому или пригласить для совместной работы друга. То есть нужно всё время самому принимать какое-либо решение. Так постепенно формируется ответственность за свой выбор.

Во-вторых, это позиция педагога, который поддерживает инициативу ребёнка и выстраивает образовательную ситуацию вокруг возникшей идеи. Например, если у ребёнка проявился интерес к динозаврам, педагог может показать, в какой книге можно о них прочитать, предложит подготовить доклад о динозаврах или нарисовать плакат. А дома педагог придумает упражнение, выполняя которое, ребёнок запомнит названия этих доисторических животных. А там недалёк вопрос: «А от чего это они вымерли?» А затем поиск ответа в энциклопедии и выход на ледниковый период. Ну а дальше про это захочется рассказать, и тогда готовится новый доклад.

В-третьих, это предметный ресурс Монтессори-среды. Все материалы в свободном доступе, и ребёнок может организовать свою деятельность без участия взрослого. В классе с обилием развивающих материалов возможности проявления  ребёнком инициативы и осуществления задуманного безграничны. Или почти безграничны, потому что в классе существуют правила. Но это уже в-четвёртых.

Итак, в-четвёртых, это правила поведения в группе, которые помогают ребенку понимать свои границы и осознавать границы других людей. Правила просты и понятны детям. Если разговаривать тихо, то все остальные смогут сосредоточиться на своей работе. Если говорить по очереди, то каждого можно будет услышать. Если обходить коврики, на которых работают другие дети, то разложенная там работа не пострадает. Если работа закончена, нужно привести её в порядок и отнести на место, чтобы другие могли её легко найти, и т.д. Следование таким правилам - это не что иное, как ответственность за порядок и продуктивную работу всей группы.
И ещё одна важная вещь. Незаконченную работу трудно отнести на место, поэтому уже в этот момент у ребёнка закладывается очень важное жизненное правило – работа должна быть закончена.
Но это не значит, что правила нельзя менять или дополнять. Можно, например, работать с одним и тем же материалом по-разному, можно придумать, как сделать так, чтобы тебя пустили в уже работающую компанию, где число участников ограничено. В последнем случае, нужно ещё и уметь договориться. И здесь уже вся инициатива в руках у ребёнка.

В-пятых, это возможность свободно высказываться и быть выслушанным. В группах Монтессори предусмотрено специальное «мероприятие» - КРУГ, где дети могут рассказать новости или поделиться ярким событием в их жизни, представить группе подготовленный доклад по какой-либо теме и т.п.

Made on
Tilda